За пьяное вождение будут сажать
Убийство пятерых детей и двоих их воспитателей в Москве на остановке общественного транспорта смертельно пьяным водителем красноречиво намекает нам на то, что у нас что-то не работает в очень нужном месте. Все бесчисленные разговоры о дополнениях и изменениях в Административном кодексе, все споры вокруг ужесточения штрафов и тому подобная метафизическая тоска из области организации дорожного движения не стоят выеденного яйца. Несмотря на это все, с периодичностью раз в месяц какое-то существо в совершенно непотребном состоянии садится за руль и убивает нескольких человек.
1 сентября в Нижнем Новгороде в остановку врезалась BMW, управляемая 23-летним пьяным водителем, погибла женщина-пешеход, еще три человека пострадали. В конце июля автокатастрофу в алкогольном угаре устроила москвичка Екатерина Заул, насмерть сбив пятерых человек на остановке в Ногинском районе Подмосковья. Это если учитывать только массовые наезды и смертельные исходы.
Если осмыслить запредельную статистику смертей на российских дорогах, пьяных и трезвых, игра в кошки-мышки с водителями со стороны гаишников вызывает уже даже не недоумение. Уже пора сажать не только тех, кто нарушает законы, но и тех, кто их пишет - за геноцид. Потому что повышать наказание за выезд на встречную полосу до лишения прав, а потом снижать до 4 тыс. рублей - это совершенно определенное злодеяние. Ссылка на то, что суровое наказание «ломает гаишников», которые тут же начинают из жалости «договариваться» с водителем, звучит абсолютно бредово. Лобовые столкновения практически никогда не обходятся без погибших. Выезд на встречную полосу - умышленное преступление, покушение на убийство. За это - 4 тысячи?
Настолько же бессильным и бестолковым выглядит повышение штрафов за проезд на красный свет сначала со 100 рублей до 700 (аж в 7 раз!), а потом еще на 300 рублей - до тысячи. Человек, который намеренно проезжает на красный свет, сознательно провоцирует аварию. Кто-то может объяснить, почему его штрафуют на тысячу, если он едет на автомобиле стоимостью три миллиона рублей? У этого человека хватит денег на то, чтобы проезжать на красный все светофоры в городе всю оставшуюся жизнь.
Когда в стране за год по вине только пьяных водителей погибает 2103 человека, отношение к смертельно опасным нарушениям как к простительному баловству иначе как злым умыслом назвать трудно. Ежегодно на дорогах России гибнут 30-35 тысяч человек - это, без преувеличения, население маленького городка. Пьяные мужики ужевозят детей на школьных автобусах. Водители в России никогда не отличались особой дисциплиной, а теперь они еще и развращены возможностью откупиться от любых неприятностей. Чтобы прекратить это смертоубийство на дорогах, необходимо, чтобы наказание было, во-первых, реальной крупной неприятностью для автовладельца, последствия которой он был бы вынужден преодолевать не один год, и, во-вторых, чтобы оно было неизбежно.
Не очень понятно, что еще должно случиться в этой стране, чтобы должностные лица включили голову и начали думать и действовать. Безответственность облеченных властью людей, взяточничество гаишников прямо и непосредственно конвертируются в потерянные человеческие жизни.
После трагедии на Минской улице депутаты взялись ужесточать и систему выдачи водительских прав, и систему наказаний за нарушения за рулем. Единоросс Шамсаил Саралиев предложил перевести «пьяные ДТП» с жертвами в разряд умышленных убийств, фактически приравняв их к террористическим акциям. Наказанием за это, по его словам, должно быть заключение - от 15 лет лишения свободы до пожизненного. Это радикальное средство поддерживают не все даже в «Единой России». Не исключено, что максимальный срок наказания ограничат 15 годами.
Нетрезвых водителей, севших за руль автомобиля без наступления тяжких последствий, предлагается штрафовать минимум на 100 тыс. рублей. Как вариант предлагается запрещать им садиться за руль на длительный период в случае совершения повторных нарушений такого рода. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко выступает за жесточайшую уголовную ответственность и лишение прав на вождение автомобиля навсегда.
В США между тем в 2010 году создан судебный прецедент, когда 52-летний водитель Бобби Стовелл, нарушивший запрет на вождение в пьяном виде 9 раз, был приговорен к пожизненному заключению. «Пьяная» авария со смертельным исходом карается в этой стране 10-летним тюремным сроком. В Европе за вождение в пьяном виде предусмотрен срок до 2 (в Испании) или 4 лет (в Финляндии).
В Китае любая езда в нетрезвом виде, даже без последствий, - уголовное преступление. За «пьяное ДТП» водителя могут расстрелять, как поступили, например, в 2009 году с человеком, сбившим пять человек на скорости 160 км/ч вместо положенных 50.
В нашей стране, как это часто бывает, внезапной решимостью парламентариев и компанейщиной дело может и окончиться, хотя этого-то, конечно, посадят. Но вразумит ли это кого-то - очень большой вопрос. Скорее всего вместо трудной системной работы мы получим очередную трескотню, вроде той, что мы имели в ходе так называемой реформы МВД или борьбы с подпольными казино, дела по которым тихонько разваливаются.
(текст: Дмитрий Трунов - информационно-аналитическая платформа "Русь")
фото: © РИА Новости, Антон Максименко